Путеводная
звезда Subaru
Очень немногие современные
автомобилестроительные компании мира
могут похвастаться своим фирменным
стилем и верностью когда-то принятым
традициям. В их числе заслуженное место
по праву занимает марка Subaru -
подразделение многопрофильного
концерна Fuji Heavy Industries из Страны
Восходящего Солнца. Фамильной чертой
этих незаурядных автомобилей почти
всегда оставались две особенности -
полный привод и оппозитная конструкция
двигателя. В 2002 году концерну стукнуло
ни много, ни мало - а 85 лет; дата весьма
круглая, и этому юбилею посвящается наш
сегодняшний рассказ.
Изо дня в день, как из вечности
в вечность - раз за разом, обыденно и
волшебно, - восходит солнце над
маленькой страной, и лучи его, озаряя
скудную землю, предвещают ей хотя бы
одно - прекрасный рассвет...
Эстетику жизни Японии
определила природа, монументально
суровая: дышащие огнем горы, узкие,
иссеченные ветрами террасы, холодное,
бурное море. Специфика многовековой,
замкнутой островной жизни,
способствовала формированию особой,
интровертной культуры,
ориентированной на собственный опыт, и
самобытной системы ценностей, с ее
культом абсолютной красоты и
совершенства. Помнится, еще в советские
времена, в довольно сухом
статистическом справочнике "Япония",
меня поразила фраза - "ЯПОНЦЫ - НАРОД
С ВРОЖДЕННЫМ ЧУВСТВОМ ПРЕКРАСНОГО".
Поэтому корни нынешних поразительных
успехов Страны Восходящего Солнца,
думается, кроются именно в этом.
Однако отвлечемся от лирики. 85
лет тому назад, Япония уже была ведущей
промышленной и военной державой в Азии,
и ее экономика крепла год от года.
Благополучно избежав участия в бойне
Первой мировой, она, тем не менее,
внимательно приглядывалась к
происходящим событиям в мире. Как
известно, война, как мало какое другое
действо в жизни человечества ускоряет
технический прогресс. Сражения 1914-1918 гг.
вывели на сцену, помимо всего прочего,
еще и авиацию, наглядно
продемонстрировав ее возможности и
грядущие перспективы.
В 1917
году молодой энтузиаст авиации,
инженер Чикухи Накаджима открыл в
Накагаме небольшую авиационную
исследовательскую лабораторию,
которая к началу 30-х превратилась в
авиастроительную компанию Nakajima Aircraft. В
донельзя милитаризованной экономике
императорской Японии главным клиентом
авиастроителей были военные, поэтому
неудивительно, что когда пробил час,
продукция Nakajima Aircraft с успехом
повоевала в Тихоокеанской войне - Пирл-Харбор,
Мидуэй, Гуадалканал, Соломоновы
острова, Филиппины и Окинава надолго
запомнили серебристые самолеты с
красными кругами на крыльях.
А потом наступил крах - Япония
оказалась поверженной и после второй
мировой войны американские
оккупационные власти применили к Nakajima
все антимонопольные и прочие
запретительные законы, чтобы по
максимуму наказать производителя
техники, создавшей союзникам немало
проблем в боевых действиях на Тихом
океане. Концерн, переименованный в Fuji
Sangye Ltd, был расчленен на несколько
сравнительно небольших фирм, часть
которых ушла в небытие. Однако наиболее
дальновидные руководители понимали,
что в полукустарных условиях не
сделаешь первоклассную продукцию.
Посему, вскоре пять наиболее
жизнеспособных "дочек" (позднее к
ним добавилась шестая) объединились в
концерн Fuji Heavy Industries (FHI) со штаб-квартирой
в Хиросиме. Случилось все это в 1953 году.
Япония
50-х была очень бедной страной, только-только
встававшей на ноги после потрясений
военных лет. Массовой автомобилизации
населения в ближайшей перспективе и не
предвиделось. Соответственно, основу
продукции Fuji Heavy Industries составили
мотороллеры, автобусные кузова и
небольшие автомобильные двигатели. В
то время на улицах японских городов
самым популярным видом транспорта были
велосипеды и велорикши. Для
машиностроения не хватало всего -
топлива, металла, резины... Чтобы
поставить преграду импорту зарубежных
автомобилей и стимулировать
собственную промышленность,
правительство страны приняло закон, по
которому практически не облагались
налогами легковые машины, имевшие
длину до 360 см и расходующие менее 3,4
литра бензина на 100 километров пути.
Первой
японской фирмой, выпустившей такую
модель, стало автомобильное отделение
FHI, получившее название Subaru. Маленькая,
длиной всего 3 метра машина серии 360
снабжалась двухцилиндровым
двухтактным двигателем с воздушным
охлаждением рабочим объемом 358 "кубиков"
и мощностью 16 л.с. Располагался
двигатель сзади, 3-ступенчатая коробка
передач была полностью
синхронизированной. Автомобильчик по
тем временам выглядел весьма стильно.
Его ровесниками были итальянский Fiat 600,
германский VW Beetle и советский "горбатый"
"Запорожец".
Происхождение
имени Subaru
Первый
президент корпорации, Кенджи Кита,
имел свое собственное мнение
относительно автомобилей: "Если
вы хотите делать автомобили,
делайте совершенные автомобили.
Японский автомобиль должен иметь
японское имя". В 1954 г., когда
концерном FHI был создан первый
прототип пассажирского
автомобиля - Р-1, Кита объявил
конкурс на название для него. Но
ни одно из предложений не было
привлекательным. В конце концов,
президент сам дал автомобилю
прекрасное японское имя, которое
нравилось ему самому - Subaru.
Субару
- название скопления звезд в
созвездии Тельца. Невооруженному
глазу видно шесть звезд, но при
помощи телескопа вы увидите около
250 голубоватых мерцающих
звездочек. На западе эти звезды
называют созвездием Плеяд, в
Китае - Мао, а в Японии - Субару. По-японски
это означает "управлять", "собирать
вместе". Второе японское
название этого скопления звезд -
Mitsuraboshi (или "Шесть звезд").
Это одно из самых любимых
японцами скоплений звезд с
древних времен. Кстати, концерн FHI
первоначально возник путем
слияния шести компаний в одну. Так
что имя Subaru напоминает еще и об
этом.
|
Поначалу продажи Subaru 360 были
довольно низкими: в 1959 году удалось
сбыть всего 604 машины. Но уже через два
года этот показатель возрос до 22.319 штук,
и Subaru стала ведущим производителем
автомобилей подобного класса в стране.
В 1960 году, параллельно с 360-кубовой
моделью, начинается выпуск серии 450 (в
Японии она носила название Maja),
снабженной двигателем рабочим объемом
423 куб. см и мощностью 23 л.с. Машина также
слегка прибавила в длине.
Успехи
на внутреннем рынке подтолкнули
руководство Fuji Heavy Industries к попытке
организовать экспорт своей продукции.
Однако здесь концерн (впрочем, как и
другие японские фирмы) подстерегал
полный провал. Ни европейцы, ни тем
более американцы, ездившие в те годы на
"сухопутных дредноутах", не хотели
приобретать микроавтомобили из
неведомой дальневосточной страны.
Причин тому насчитывалось несколько:
сильная конкуренция со стороны местных
производителей на Европейском
континенте; низкое качество машин (не
удивляйтесь, было у японцев и такое);
отсутствие дилерской сети,
обеспечивающей быстрый ремонт; наконец,
довольно высокая (из-за транспортных
расходов) цена, достигавшая в
Соединенных Штатах 1200-1300 долларов.
В 60-е годы 360-я модель
продолжала непрерывно
совершенствоваться: в 1961-м мощность
мотора выросла до 18 л.с., а скорость - до
90 км/ч; еще через три года дебютировала
версия 360 DeLuxe/Custom с 20-сильным двигателем,
которую в 1969-м сменил Subaru 360 нового
поколения, известный как R-2, с мотором в
25 "лошадок". Одновременно началось
производство самой заряженной
модификации "народного" Subaru - Sport
360, развивавшей, благодаря мощности в 36
л.с., скорость порядка 120 км/ч. Вместе с
этим повышалось качество изготовления
машин марки (как и вообще у всех
японских автопроизводителей, к
середине 70-х обогнавших по этому
показателю не только американские
марки, и сровнявшихся с
западногерманскими).
В июле 1972 года на смену Subaru R-2
пришла модель Rex с двухцилиндровым 356-кубовым
мотором, имевшим водяное охлаждение. В
октябре 1973-го два такта уступили место
четырем, благодаря чему двигатель стал
менее шумным. Еще через 4 года его
рабочий объем возрос до 544 куб. см, а
мощность - до 31 л.с. В августе 1981 года
состоялась премьера Rex второго
поколения (3- и 5-дверный хэтчбеки с
передним приводом). На Токийском
автосалоне 1983 года семейство было
дополнено полноприводной версией Rex 4WD.
В
1965 году производственную программу
фирмы пополнила абсолютно новая модель
1000, ставшая первой в Японии серийной
машиной с передними ведущими колесами.
Помимо этого в ее конструкции имелся
ряд других нововведений, в частности, 4-цилиндровый
оппозитный мотор из легких сплавов (при
объеме в 977 куб.см его мощность
составляла 55 л.с.) и независимая
торсионная подвеска передних колес (на
поперечных рычагах). Несущий кузов
оснащался дополнительной рамой для
крепления силового агрегата, снижавшей
вибрацию, передаваемую на кузов от
работающего двигателя.
В 1969-м машина с литровым
двигателем подверглась модернизации,
после чего получила обозначение FF.
Увеличился рабочий объем мотора,
благодаря чему мощность возросла до 62 л.с.
в дорожной версии и до 77 - в спортивной
плюс небольшой "ретуши" подвергся
передок автомобиля. Именно с этой
модели, получившей в дальнейшем
название Leone, началось успешное
наступление хиросимской фирмы на
зарубежные рынки. В июле 1972 года Subaru
запустила в производство две модели -
переднеприводный Leone 1400 FD и
полноприводный Leone 1400 4WD. Это событие
стало знаменательной вехой в истории
марки.
Машина со всеми ведущими
колесами вызвала огромный интерес со
стороны специалистов и потенциальных
покупателей. Отключаемый привод на
задние колеса вводился в действие при
плохих дорожных условиях (гололед,
горная дорога с большим количеством
поворотов и т.п.). При этом Leone 1400 4WD
отнюдь не был классическим
внедорожником, а представлял собой
нормальный автомобиль для
повседневной эксплуатации.
После того, как в 1974 году Leone
показали за пределами Японии, начался
настоящий бум продаж. За два года было
продано 100.000 Leone, из которых 30.000 ушли в
Штаты. Именно с этого времени легковые
автомобили со всеми ведущими колесами
стали специализацией Subaru.
Производство автомобилей
устойчиво шло в гору. В 1979 году было
выпущено 150.000 автомобилей, в 1980 - 202.000.
После 15 лет устойчивого роста, к
середине 80-х ежегодный уровень
производства Subaru приблизился к отметке
250.000 автомобилей, из которых 53% уходили
на экспорт. Компании удалось добиться
безоговорочного признания на
американском рынке, и США стали главным
импортером марки: доля Америки
составила 58,1%!
А тем временем расширялась
гамма кузовов Leone, и в дополнение к
седану появился универсал, купе и даже
пикап по имени Brat. Прекрасно
отработанная на Leone компоновка,
подвеска и трансмиссионная схема так и
остались недостижимыми для остальных
фирм козырями.
Осенью 1984 года в продажу
поступает версия Leone - модель 1800 4WD с
абсолютно новым обликом и 90-сильным
двигателем. Покупателю предлагались
три типа кузова - седан и пятидверный
универсал в нормальной (Station) и "люксовой"
(Super Station) комплектации. Клиновидная
передняя часть со встроенным спойлером
и узкими прямоугольными фарами
обеспечивала машинам со значительным
дорожным просветом (180-190 мм) весьма
приличные аэродинамические показатели.
Коэффициент аэродинамического
сопротивления равнялся 0,35, что было
наилучшим показателем для серийных
машин того времени.
В
восьмидесятых годах Subaru имела в своей
гамме автомобили нескольких серий:
полностью обновленный Rex, новый, чуть
более крупный по размеру, Justy,
флагманский Leone/1800 и весьма
оригинальный микроавтобус Domingo/Libero,
естественно тоже с полным приводом. С
1982 года двигатели компании стали
оснащаться турбонаддувом. В 1984 году
полноприводный Justy получил управляемый
электроникой клиноременный вариатор
ECVT. Немного подзабытый производителями,
особенно после неудачных попыток Volvo,
управляемый электроникой вариатор Subaru,
да еще и на полноприводном автомобиле,
в очередной раз ошеломил конкурентов.
Тем более, что японцы победили главный
недостаток вариатора - недолговечность.
Особняком находился люксовый
спортивный автомобиль XT Turbo, формально
относившийся к 1800-й серии, но, тем не
менее, внешне кардинально отличавшийся
от своих собратьев. Оснащавшийся 135-сильным
двигателем с турбонаддувом, он имел
электропневматическую подвеску,
позволявшую менять клиренс, а его Сх
был всего 0,29! У себя на родине в Японии
ХТ продавался под маркой Alcyone.
Лучшее - враг хорошего. В 1987 году пробил
час ветерана Leone - ему на смену пришла
новейшая модель Legacy. К тому времени
хиросимская компания отказалась от
отключаемого заднего привода и
полностью перешла на 4WD. Новинка была
представлена на Чикагской
международной автомобильной выставке.
Для лучшего старта на европейском и
американском рынке Legacy решили обкатать
в спорте. В январе 1989 года на треке
испытательного центра в Аризоне машина
установила два мировых и тринадцать
национальных рекордов, двигаясь на
дистанции 100.000 километров со средней
скоростью 223,345 км/ч. Автомобиль
преодолел это расстояние за 19 суток
непрерывного движения по треку;
остановки допускались только для
дозаправки, смены масла, антифриза,
фильтров, свечей, высоковольтных
проводов, покрышек и, естественно,
пилотов.
Примерно тогда же Subaru Legacy Station
Wagon в стандартной комплектации (правда,
в версии для внутреннего японского
рынка - с мотором 2.0 twin turbo) установил
официальный рекорд скорости для
серийных универсалов - 249,981 км/ч. Зачет
велся на хайвее в окрестностях Солт-Лейк-Сити
при полной лояльности полиции штата
Юта.
Почему
Subaru использует оппозитные моторы?
У
"оппозитника" - это когда
цилиндры, лежащие по двум
сторонам коленвала, "молотят"
его по очереди - много достоинств.
Во-первых, минимум вибраций -
движок уравновешен. Во-вторых, у
него не бывает масляного
голодания. Поршни всегда в масле (под
кольцами, разумеется), все
полноценно смазывается с первого
же оборота, а значит, минимальны
нагрузки при холодных запусках. В-третьих,
оппозитник ремонтопригоден: он
плоский, все навесное
оборудование сверху; очень легкий
доступ.
Исключительную
надежность "оппозитников", в
частности для Legacy, специалисты
объясняют именно авиационным
происхождением. Утверждают, что
их до сих пор делают по
авиатребованиям, но поскольку
адаптация от самолета к
автомобилю предусматривает
значительное снижение степени
сжатия, то двигатель на машине
работает чуть ли не вполовину
проектной нагрузки. Так это или
нет, но факт остается фактом:
движки у Subaru великолепны. Правда,
они весьма теплонагруженны, а
значит, чувствительны к качеству
масла и охлаждающей жидкости, но
это вряд ли можно считать
недостатком - время моторов,
способных работать на всем, что ни
залей, давно прошло.
|
Токийский автосалон 1989 года
явил миру очередную новинку от Subaru:
спортивный автомобиль SVX класса GT. Это
полноприводное спорткупе с высокой
степенью остекленения поверхности
оснащалось шестицилиндровым
оппозитным двигателем объемом 3.3 литра
мощностью 250 л.с. Система электронного
контроля тяги исключала пробуксовку
вне зависимости от состояния дороги.
Тормозная система имела программу Hill
Holder, которая не давала автомобилю
скатываться назад на крутом склоне.
Дизайн автомобиля был настолько
авангардным, что не устарел до сих пор.
В 1990 году в гамме компании
появилось новое имя - Vivio. Чисто
городской автомобиль особо малого
класса имел двигатель всего лишь 658 куб.см.
и оснащался уже прекрасно
зарекомендовавшим себя вариатором ECVT.
Для гурманов марки
был создан специальный вариант, с
битурбированным мотором
мощностью аж в 102 л.с. (это при
сохраненном-то литраже!).
Полноприводный супер-Vivio до 100 км/ч
разгонялся за 5,4 секунды. На базе этого
оголтелого малыша была подготовлена
раллийная машина, на которой пилот
Колин МакРей с успехом выступал на "Ралли
Сафари".
Кстати о спорте. С 1990 года в
биографии концерна началась еще одна
славная глава - сотрудничество с
британской фирмой Prodrive, которая начала
готовить автомобили Subaru к
международным соревнованиям. И уже в
апреле того же года подготовленная по
группе "N" Legacy победила в "Ралли
Сафари Мальборо". С тех пор и поныне,
имя Subaru прочно ассоциируется не просто
с автоспортом, а с блистательными
победами в самых сложных раллийных и
кольцевых чемпионатах.
С 1992 года Subaru предлагает на
рынке новинку по имени Impreza, один из
самых легендарных и прославленных
участием в раллийных соревнованиях
автомобилей Достаточно сказать, что в
мировом раллийном чемпионате на счету
Subaru пять побед в личном и три - в
командном зачетах. Полноприводная Impreza
с двухлитровым турбированным мотором
стала эталоном для подражания у других
автопроизводителей.
В 1994 году появился Legacy нового
поколения. Вскоре на его базе инженеры
компании создали, можно сказать,
революционную новинку. Конечно же,
это был Outback, открывший собой новый
класс автомобилей, легковых спортивных
универсалов с возможностями
внедорожника. Потом будут и Audi Allroad, и
Volvo V70XC, но Outback, по крайней мере в 90-х,
оказался первым.
Предыстория его появления была
такова. Когда субаровские маркетологи
еще только прощупывали почву
потребительских пристрастий, не
решаясь заявлять этот автомобиль как
единственную в своем роде модель для
активного отдыха, было решено
попробовать сделать для германского
рынка небольшую партию Legacy в
специальной комплектации для
охотников и рыболовов. Называлась
машина Subaru Legacy Hubertus. А уже осенью 1994
года в США появилась в продаже пробная
партия Subaru Legacy Outback. Автомобиль
пользовался спросом, и в апреле
следующего года на Нью-Йоркском
автосалоне был представлен уже
серийный вариант Outback 1996 модельного
года.
Преимущества авто подобного
типа заключаются в том, что "легковые"
внедорожники с несущим кузовом
оказываются дешевле в производстве и
экономичнее в эксплуатации, а
сравнительно низкий центр тяжести
позволяет им превосходить привычные
джипы в управляемости.
И еще: приведу резюме экспертов
российского журнала "Мотор",
тестировавших в конце 90-х этот
незаурядный автомобиль: "Subaru Legacy
Outback - это машина с оптимальным
соотношением цены и потребительских
свойств. Почти внедорожник за деньги
городского комфортабельного
универсала. Как всегда, замечательный
автомобиль специально для русского
бездорожья выпускается за границей, в
данном случае - в Японии".
На волне успеха, в 1997 году была
разработана модель Forester, еще одна
новинка от Subaru, находящаяся вне рамок
традиционной автомобильной типологии.
Очень сложно классифицировать эту
машину. Что это? Настоящий внедорожник?
"Паркетник"? УПП - универсал
повышенной проходимости? Скорее, Forester -
это что-то среднее. И все чаще, если речь
идет о перспективных полноприводных
универсалах, ссылаются именно на Forester.
А это дорогого стоит: относительно
небольшая японская фирма сделала "reference
car" - автомобиль, на который
ориентируются, ссылаются другие
производители!
Из последних новинок компании
можно назвать ностальгический концепт
Subaru HM-01, созданный по мотивам первого
автомобиля компании - 360, запущенного в
производство в далеком 1958 году. Этот
микраш имеет комбинированную силовую
установку - передние колеса в
движение приводит крохотный
бензиновый двигатель объемом 658 куб. см,
агрегатированный с вариатором i-CVT, а
задние колеса вращает
электродвигатель мощностью 5 кВт. А на
Детройтском салоне 2002 года был показан
пикап Subaru Baja, сконструированный на базе
хорошо известного Outback.
Гадкий
утенок превратился в лебедя: некогда
безвестная марка Subaru теперь знакома
каждому автолюбителю планеты -
благодаря своим неординарным
техническим решениям, подкрепленным
безоговорочным уровнем
потребительского качества, а также
выдающимся спортивным достижениям. В
начале XXI века суммарный выпуск
автомобилей Subaru приблизился к
полумиллиону. Кому-то это покажется
мало, однако напомню, что помимо
выпуска hi-tech автомобилей, концерн Fuji Heavy
Industries занимается и другими видами
деятельности: от металлургии и
станкостроения - до производства
компонентов реактивных лайнеров и
космических кораблей.
И, напоследок, пару слов о
технологической культуре Subaru,
заключающейся в особом подходе к
проектированию автомобиля, который
заведомо должен обладать высокими
техническими показателями и
устанавливать новые стандарты для
других автопроизводителей. Как никакая
другая автомобильная марка в мире, Subaru
уделяет повышенное внимание
устойчивости и безопасности
автомобиля, его поведению на разных
скоростях и в экстремальных дорожных
условиях. И при этом в компании никогда
не копировали других: наоборот, именно
конструкторам Subaru принадлежат
разработки, применяющиеся теперь во
всем мире.
М.
ИКСАНОВ
(фотографии из архива автора и
компании Subaru)
|